В
этом году сразу на нескольких интернет-сайтах проводился опрос на тему «Подаете
ли вы нищим на улицах?». И везде получились приблизительно одинаковые
результаты: «да» ответило менее половины участников опроса. Зато многие
разразились речами на тему «Пусть идут работают», «Не люблю нахлебников» и
«Нищих не отличить от мошенников».
С
одной стороны, этот скепсис можно понять. Действительно, куда ни плюнь, куда ни
глянь – во всех городах найдутся и «коробочники», просящие якобы на кошечек и
собачек. И мнимые афганцы, торгующие флажками и прочей атрибутикой. Но с другой
стороны, какое отношение имеют все эти разговоры к желанию помочь другому? Мне
кажется, часто это банальная маскировка человеческой жадности, пассивности,
неумения посочувствовать.
Например,
мы как-то подзабыли, что такое тайная милостыня. А ведь большинство хлебом не
корми – только дай порассуждать про духовность да возвращение к корням. А про
тайную милостыню не знаем. Так вот, суть ее очень проста: помощь нуждающемуся
дается не напоказ, не под вспышки фотокамер, не по грантам, не от лица
спонсоров и благотворительных организаций, а просто так. Скрытно, тайно, так
что человек, который получил помощь, и не подозревает, от кого она пришла.
Тому,
кто помогает напоказ, не воздается. Воздается дающему – действующему
бескорыстно, с любовью, для другого, а не для себя любимого.
В
качестве примера могу привести конкретного человека, который практиковал именно
такую, тайную милостыню. Это новосибирец Константин Руднев, который умудрялся
помогать всем: и водителям, слетевшим в кювет, и бывшим сослуживцам с
проблемами со здоровьем, и целым дачным кооперативам – строил дороги, убирал
мусор, боролся с пожарами и восстанавливал мосты.
Нищим
этот человек подавал без экивоков и оглядок. Знакомые Руднева рассказывали:
заприметив бомжа, нищего старика, бабульку в поношенном, древнем пальто, мог
запросто подойти к человеку и без долгих слов и расспросов вручить ему крупную
сумму. А вот пример тайной милостыни в ее классическом понимании: видели на
рынках и на перекрестках стариков и старушек, продающих цветы, безделушки,
огурцы с собственного огорода, подержанные вещи? Руднев не проходил и мимо них.
А помогал так: давал знакомому крупную сумму и отправлял за покупкой.
Наказывал: сдачи не брать. Старики, конечно, благодарили щедрого покупателя. О
существовании истинного дарителя, Константина Руднева, они и не подозревали. Он
не нуждался в славе, просто хотел помочь. И заодно дать знакомым, отправленным
с поручением, урок доброты и сочувствия.
Приведу
такой показательный эпизод: однажды Руднев с друзьями ехал по трассе.
Заприметил на обочине инвалидную коляску: сидевший в ней человек был погружен в
глубокий сон. Руднев остановился. Пошли посмотреть, все ли с человеком в
порядке. Это был классический бомж, спившийся, грязный, «ароматы» от него были
соответствующие. Рудневские знакомые смутились: боролись с брезгливостью. Но
Руднев, ни говоря ни слова, достал деньги и положил купюры спящему нищему в
карман.
Поехали
дальше. Вдруг Руднев разволновался: засомневался, надежно ли спрятал милостыню.
Вдруг деньги выпадут, вдруг кто-то украдет их у спящего человека?
Приведу
и другой случай, в пересказе свидетеля, знакомого Константина Руднева:
- Как-то приехал к нему в гости. Поехали на
машине прогуляться. По дороге увидели на обочине старичка: он торговал
вениками. Лето, страшная жара, по трассе летит пыль: а он стоит в какой-то
соломенной шляпе и продает веники. Проехали мимо. И вдруг Руднев повернулся и
спросил: «Что, жалко человека? Я же вижу, что очень». У меня с собой денег не
было. А просить вроде как неудобно: легко ведь быть добреньким за чужой счет.
Разговор закончился.
А
на обратном пути, когда подъезжали к месту, Руднев вдруг сказал: «Приготовь
деньги». Спрашиваю: «А сколько можно?» - речь-то шла не о моих, а о его
деньгах. «Сколько хочешь». И старичок получил помощь. А потом получал каждый
раз, когда мы проезжали мимо. «Скажи хоть, за кого молиться», - схватил меня
однажды за руку нищий. Говорю: «За Константина». Это же были его деньги, я тут причем?
Руднев это услышал и меня отчитал: объяснил, что дело не в источнике денег, а в
моем сочувствии, в моем милосердии и доброте. Дающему воздается не за деньги, а
за добро, которое живет внутри него. Этот урок я запомню навсегда.
Какой
вывод можно сделать из этого рассказа? Да очень простой: тайная милостыня не
умерла и не забыта. Вот только помнят о ней и искренне помогают нуждающимся
единицы – такие, как тот же Константин Руднев. Было бы таких людей побольше,
наверняка и жили бы мы совсем в другой стране, в той, о которой все мечтаем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий