понедельник, 8 июля 2013 г.

Дающему воздастся?

В этом году сразу на нескольких интернет-сайтах проводился опрос на тему «Подаете ли вы нищим на улицах?». И везде получились приблизительно одинаковые результаты: «да» ответило менее половины участников опроса. Зато многие разразились речами на тему «Пусть идут работают», «Не люблю нахлебников» и «Нищих не отличить от мошенников».

С одной стороны, этот скепсис можно понять. Действительно, куда ни плюнь, куда ни глянь – во всех городах найдутся и «коробочники», просящие якобы на кошечек и собачек. И мнимые афганцы, торгующие флажками и прочей атрибутикой. Но с другой стороны, какое отношение имеют все эти разговоры к желанию помочь другому? Мне кажется, часто это банальная маскировка человеческой жадности, пассивности, неумения посочувствовать.
Например, мы как-то подзабыли, что такое тайная милостыня. А ведь большинство хлебом не корми – только дай порассуждать про духовность да возвращение к корням. А про тайную милостыню не знаем. Так вот, суть ее очень проста: помощь нуждающемуся дается не напоказ, не под вспышки фотокамер, не по грантам, не от лица спонсоров и благотворительных организаций, а просто так. Скрытно, тайно, так что человек, который получил помощь, и не подозревает, от кого она пришла.
Тому, кто помогает напоказ, не воздается. Воздается дающему – действующему бескорыстно, с любовью, для другого, а не для себя любимого.
В качестве примера могу привести конкретного человека, который практиковал именно такую, тайную милостыню. Это новосибирец Константин Руднев, который умудрялся помогать всем: и водителям, слетевшим в кювет, и бывшим сослуживцам с проблемами со здоровьем, и целым дачным кооперативам – строил дороги, убирал мусор, боролся с пожарами и восстанавливал мосты.
Нищим этот человек подавал без экивоков и оглядок. Знакомые Руднева рассказывали: заприметив бомжа, нищего старика, бабульку в поношенном, древнем пальто, мог запросто подойти к человеку и без долгих слов и расспросов вручить ему крупную сумму. А вот пример тайной милостыни в ее классическом понимании: видели на рынках и на перекрестках стариков и старушек, продающих цветы, безделушки, огурцы с собственного огорода, подержанные вещи? Руднев не проходил и мимо них. А помогал так: давал знакомому крупную сумму и отправлял за покупкой. Наказывал: сдачи не брать. Старики, конечно, благодарили щедрого покупателя. О существовании истинного дарителя, Константина Руднева, они и не подозревали. Он не нуждался в славе, просто хотел помочь. И заодно дать знакомым, отправленным с поручением, урок доброты и сочувствия.
Приведу такой показательный эпизод: однажды Руднев с друзьями ехал по трассе. Заприметил на обочине инвалидную коляску: сидевший в ней человек был погружен в глубокий сон. Руднев остановился. Пошли посмотреть, все ли с человеком в порядке. Это был классический бомж, спившийся, грязный, «ароматы» от него были соответствующие. Рудневские знакомые смутились: боролись с брезгливостью. Но Руднев, ни говоря ни слова, достал деньги и положил купюры спящему нищему в карман.
Поехали дальше. Вдруг Руднев разволновался: засомневался, надежно ли спрятал милостыню. Вдруг деньги выпадут, вдруг кто-то украдет их у спящего человека?
Приведу и другой случай, в пересказе свидетеля, знакомого Константина Руднева:
 - Как-то приехал к нему в гости. Поехали на машине прогуляться. По дороге увидели на обочине старичка: он торговал вениками. Лето, страшная жара, по трассе летит пыль: а он стоит в какой-то соломенной шляпе и продает веники. Проехали мимо. И вдруг Руднев повернулся и спросил: «Что, жалко человека? Я же вижу, что очень». У меня с собой денег не было. А просить вроде как неудобно: легко ведь быть добреньким за чужой счет. Разговор закончился.
А на обратном пути, когда подъезжали к месту, Руднев вдруг сказал: «Приготовь деньги». Спрашиваю: «А сколько можно?» - речь-то шла не о моих, а о его деньгах. «Сколько хочешь». И старичок получил помощь. А потом получал каждый раз, когда мы проезжали мимо. «Скажи хоть, за кого молиться», - схватил меня однажды за руку нищий. Говорю: «За Константина». Это же были его деньги, я тут причем? Руднев это услышал и меня отчитал: объяснил, что дело не в источнике денег, а в моем сочувствии, в моем милосердии и доброте. Дающему воздается не за деньги, а за добро, которое живет внутри него. Этот урок я запомню навсегда.
Какой вывод можно сделать из этого рассказа? Да очень простой: тайная милостыня не умерла и не забыта. Вот только помнят о ней и искренне помогают нуждающимся единицы – такие, как тот же Константин Руднев. Было бы таких людей побольше, наверняка и жили бы мы совсем в другой стране, в той, о которой все мечтаем.



Комментариев нет:

Отправить комментарий